Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
09:39 

Эффект присутствия в спектаклях XIX века)

N.G.J.
Пруссак знает все лучше, а чего он не знает, знает еще лучше.(с)
Мне говорили, что немцы ни в опере, ни в концерте почти никогда не просят петь на «бис»; им, может быть, до смерти хочется прослушать что–нибудь еще раз, но слишком хорошо воспитаны, чтобы требовать повторения.
Другое дело король: королю не возбраняется вызывать на «бис»; ведь каждому приятно видеть, что король доволен; а уж что до актера, которому выпадает такая честь, то его счастью и гордости нет границ. И все же бывает, что даже королевское «бис»...
Но лучше обратимся к наглядному примеру. Король баварский — поэт, и, как истый поэт, он не чужд поэтических прихотей, с тем, однако, преимуществом над прочими поэтами, что свои прихоти он может удовлетворять, к чему бы это ни приводило. Он с удовольствием слушает оперу, но находиться на публике не доставляет ему удовольствия; и в Мюнхене не однажды бывало, что когда спектакль окончен и актеры уже сняли костюмы и грим, им вдруг приказывали вновь наложить грим и надеть театральные костюмы. Тем временем приезжает король в горделивом одиночестве, и труппа сызнова начинает представление и доводит его до конца при единственном слушателе в пустынном, торжественном зале. Как–то королю пришла в голову и вовсе блажная мысль. Высоко над головами, невидимый для глаза, над грандиозной сценой придворного театра проложен лабиринт труб, сплошь усеянных дырочками, из которых, в случае пожара, могут быть пролиты на сцену бесчисленные дождевые нити; при желании этот моросящий дождик можно превратить в грозовой ливень. Американским театральным директорам не мешало бы взять себе на заметку этот способ. Итак, король был единственным зрителем. В опере изображалась гроза: бутафорский гром грохотал, бутафорский ветер шумел и стонал в деревьях, по крышам барабанил бутафорский дождь. Король все больше воодушевлялся и наконец вошел в раж.
— Отлично, прелестно, честное слово! Но дайте же настоящий дождь! Пустите воду!
Директор театра молил отменить это распоряжение, так как пострадают декорации и костюмы.
— Не важно, не важно! — настаивал король. — Давайте настоящий дождь. Пустите же воду!
Пустили настоящий дождь, и он тончайшей сеткой повис над бутафорскими куртинами и аллеями. Богато разодетые актеры и актрисы храбро расхаживали по сцене, распевая свои арии с таким видом, будто эта мокрень нисколько их не смущает. А энтузиазм короля все нарастал..
— Браво, браво, — вопил он. — Побольше грома, побольше молний! Пустите дождь вовсю!
Гром гремел, сверкали молнии, ветер бушевал, низвергались потоки дождя. Их бутафорские величества в липнущих к телу шелках шлепали по сцене по лодыжку в воде, но как ни в чем не бывало выводили свои фиоритуры; скрипачи, сидя под козырьком сцены, пиликали напропалую, и каскады холодной воды хлестали их по загривку, затекая за воротник, а счастливый сухой король, сидя наверху в своей ложе, так усердно хлопал, что изорвал в клочья перчатки.
— Еще! еще! — надрывался он. — Не жалейте грома! Не жалейте воды! На виселицу того, кто раскроет зонтик!
Когда эта гроза, наиграндиознейшая и наиэффектнейшая изо всех, какие когда–либо изображались на сцене, наконец, утихла, король захлебывался от восторга.
— Чудно, превосходно! Бис! Повторите! — восклицал он вне себя.
Но директор театра все же уговорил его отменить приказ, заверив, что труппа и так уже безмерно польщена и вознаграждена самим фактом, что король потребовал повторения и что его величеству незачем утруждать себя единственно для удовлетворения актерского тщеславия..
Повезло тем певцам, которым по ходу действия надо было еще до окончания акта переодеться, остальные имели жалкий, грязный и несчастный вид, хоть им и нельзя было отказать в известной живописности. Все декорации, весь реквизит были испорчены, все крышки люков разбухли и не действовали целую неделю, пострадали богатые костюмы артистов, а уж малых убытков, причиненных прошедшей грозой, было и не счесть.
Эта гроза была поистине королевской затеей и выполнена была по–королевски. Но нельзя не отметить проявленную королем умеренность: он не настоял на повторении. Будь он похож на буйную, взбалмошную американскую публику, он, пожалуй, до тех пор требовал бы повторения полюбившейся ему грозы, пока не утопил бы всех участников спектакля.

Марк Твен. "Пешком по Европе"


Иллюстрация к немного другой истории от Лизы сюда, мне кажется, идеально подходит)

@темы: чит-перечит, цитата дня, радости, арт, Виттельсбахи и окружение, Deutschland

URL
Комментарии
2017-04-01 в 11:50 

anioutka
"Transfixus Sed Non Mortuus" (с)
N.G.J., ох уж этот Его Королевское Величество)

2017-04-01 в 21:44 

N.G.J.
Пруссак знает все лучше, а чего он не знает, знает еще лучше.(с)
anioutka, почему бы и не позволить себе?
книгу, кстати, рекомендую)

URL
2017-04-01 в 23:02 

vitaRaven
Я стоял и теперь стою за прогрессивный консерватизм, который сохраняет жизнеспособное, отметает устаревшее и приемлет полезные новшества. (с)
"Это было офигенно! Хочу ещё!" Как ребёнок малый))) :alles:

2017-04-01 в 23:04 

N.G.J.
Пруссак знает все лучше, а чего он не знает, знает еще лучше.(с)
vitaRaven, надеюсь, что он бы не стал любить 3D-блокбастеры при скандинавских богов, которые нынче снимают

URL
2017-04-01 в 23:13 

vitaRaven
Я стоял и теперь стою за прогрессивный консерватизм, который сохраняет жизнеспособное, отметает устаревшее и приемлет полезные новшества. (с)
N.G.J., у меня где-то лежит заброшенный скетчестрип про Гену и эту тему. Что его Райни обламывает тем, что скандинавские боги никогда не будут в моде. А потом пыщ - и десятые годы 21го века, скандинавские боги в кино.
Кстати. сейчас вот подумала, что "Райни", а вернее неправильное произношение "Рейни" звучит, как английское слово "Rainy", то есть "дождливый". А "Гиммлер" созвучно со словом "Himmel". И... Короче, они идеально подходят друг другу.

2017-04-02 в 06:40 

anioutka
"Transfixus Sed Non Mortuus" (с)
N.G.J., спасибо) Добавлю себе в читалку)

2017-04-02 в 20:44 

N.G.J.
Пруссак знает все лучше, а чего он не знает, знает еще лучше.(с)
vitaRaven, а в результате получился дождец (если помнишь словечно))
anioutka, есть ещё часть с Францией и Россией, но я пока не читал)

URL
2017-04-05 в 00:18 

vitaRaven
Я стоял и теперь стою за прогрессивный консерватизм, который сохраняет жизнеспособное, отметает устаревшее и приемлет полезные новшества. (с)
N.G.J., ты что, это моё любимое слово)))

   

Die Retrospektive

главная