Принц Виллем Александр Карель Хенрик Фредерик родился 25 августа 1851 года в Гааге. В двенадцать утра, в честь его рождения, был дан сто один пушечный залп. Эта традиционная церемония стала началом жизни, полной печали, гнева и непонимания, жизни совсем забытого сейчас принца.
Александр был третьим сыном Виллема III и его супруги Софии Фредерики Вюртембергской. К сожалению, королевскую семью никак нельзя было назвать счастливой: София Фредерика была выдана замуж насильно, и никогда не любила мужа, который, впрочем, и сам относительно быстро охладел к ней, поскольку всегда отличался ветреностью. Королева София интеллектуально превосходила своего венценосного супруга, и была активной сторонницей либерального премьер-министра Торбеке, что также провоцировало многочисленные скандалы и ссоры в семье. Кроме того, королеве постоянно приходилось терпеть унижения от своей свекрови, Анны Павловны, которая, приходясь принцессе тёткой, всегда была против этого брака. Некоторые исследователи утверждают, что, ко всему прочему, король избивал свою супругу, другие же пишут, что последней точкой стала смерть второго сына, Виллема Фредерика, из-за халатности врача, предложенного королём; так или иначе, но с 1855 года король и королева Нидерландов, подписав соглашение, жили раздельно. В городском дворце у Софии Фредерики имелось отдельное крыло, а Хёйс-тен-Бос (Домик-в-лесу) был полностью отдан в её распоряжение.
Однако большую часть времени королева проводила в родном Штутгарте, у отца. Вместе с собой в путешествия она в путешествия своего любимца, Александра. Мальчик был очень способным, на уроки он никогда не тратил больше часа, но в то же время очень болезненным: одно плечо у него было выше другого, позвоночник и зрение слабы. Королева сильно опасалась за жизнь ребёнка, постоянно вспоминая о судьбе его второго брата, и поэтому часто ездила по различным, в основном водным, курортам Германии, Швейцарии, Франции и Австрии. Малейшие улучшения здоровья её любимого Лулу, как она называла мальчика, вызывали у королевы огромнейший восторг, которым она охотно делилась в письмах с близкими ей людьми.
читать дальше

P.S. Виллем Александр Оранский, как личность, во многом походил на своего прадеда - императора Павла. Вечная оппозиция нелюбимому родителю, крайняя щепетильность в вопросах долга и чести, крайняя жажда справедливости и больших свершений... Всё это привело его к мизантропии, депрессиям, нервным проблемам, необратимо приблизившим столь ранний конец земного пути.