Автор статьи : Роланд Зигерт
В марте 1890 г., через 2 года спустя после того, как Вильгельм II стал кайзером, он уволил заслуженного рейхсканцлера Отто фон Бисмарка.
Бисмарк объединил в 1871 г. Германию, которая была раньше расколотой на бесчисленные малые государства, и создал Германскую империю. Конституция новой империи была полностью адаптирована под Бисмарка, и первый кайзер (Вильгельм I) предоставил ему свободу действий. Во внутренней политике Бисмарк правил строго и неуступчиво (например, по отношению к католикам и социал-демократам), во внешней политике - в высшей степени мудро и дипломатично. Таким образом он заключил с соседними государствами Германии эффективные союзы, которые предотвращали изолированность и уязвимость Рейха.
Когда Вильгельм I умер в преклонном возрасте в 1888 г., Бисмарк должен был договариваться с 29-летним наследником Вильгельмом II.
Хотя политической деятельностью Бисмарка Вильгельм II восхищался (конечно не в полной мере: например, Культуркампф Бисмарка Вильгельм II всегда отвергал), доходило до все больших расхождений во мнениях и до все более сильного недоверия с обеих сторон, что сделало дальнейшее успешное сотрудничество невозможным. Таким образом Вильгельм II 20 марта 1890 г. уволил старого канцлера, который почти 28 лет в значительной степени определял немецкую и прусскую политику.
читать дальше
Критика кайзера
То, что молодой император уволил опытного Бисмарка, ключевого государственного деятеля Европы, считается одним из основных пунктов критики Вильгельма II, как одна из его первых больших ошибок. Данный факт расценивают как доказательство того, что Вильгельм II зачастую действовал неразумно и эгоцентрично, не поддавался критике и замышлял, с самого начала, «личное правление» – без сильного канцлера.
Если Бисмарк был бы дальше канцлером, то, указывают, Германия не изолировала бы себя внешнеполитически, и, возможно, не дошло бы до Первой мировой войны.
Факты
Бисмарку было уже 75 лет при увольнении, по тем временам он считался стариком. У канцлера были проблемы со здоровьем, он появлялся редко в Рейхстаге и, в основном, вел дела из имения Фридрихсру.
Историк Голо Манн писал: «В течение 1889 года сообщалось, что он быстро постарел, и дела государства позволил затягивать». [1] В этом году он не был в Берлине 8 месяцев!
Время, в которое он делал политику идейно, активно и реалистично, давно прошло. Поэтому его увольнение можно было было бы понимать, как запоздавшую смену поколений, как что-то вполне понятное.
Когда кайзер уволил Бисмарка, он сделал только то, чего большинство немцев и без того ожидали. Все же, не из безрассудства и необдуманности, а потому, что некогда мудрый Бисмарк все больше страдал от возрастного упрямства и потери бдительности. Кроме того, Бисмарк за десятилетия приобрел много врагов в Германии, он считался узколобым, упрямым и коварным. У многих создавалось впечатление, что он больше не шел в ногу со временем и стал настоящим грузом. Увольнение Бисмарка в свое время казалось логичным и благоразумным. Лишь позже, когда кайзер критиковался все больше и возник "миф Бисмарка", к примеру, с этим согласился и сам критик кайзера Пауль Бушинг в 1908 г.: «Случай ли это, что реакция на первое решающее действие Вильгельма II, увольнения Бисмарка, на протяжении десятилетий была полностью размыта? Мы напоминаем о том, что кайзер 20 марта 1890 г. не был один, что были миллионы, которые хотели датировать отставкой первого канцлера начало новой эпохи здорового, свободного развития, которая была бы свободна от метода управления Бисмарка, его экономической политики, его взглядов о рабочем вопросе и социализме.» [2] Также социальный реформатор и священник Мартин Венк в ретроспективе писал в 1913 году: «Падение Бисмарка действовало, казалось, было столь же сокрушительным, что землетрясение – ради социального вопроса, который оттеснял все другие, и много миллионов немцев ощущали эту отставку, все же, как освобождение. Теперь была свободна дорога для эпохи социальной деятельности.» [3]
Бисмарка и Вильгельма II? в первую очередь, разделяла не внешняя политика, а «социальный вопрос». В этом вопросе Бисмарк имел невозможные взгляды.
"Здесь кайзер был полон доброй воли. Кое-что также должно делаться для рабочих. Он был также королем бедных“[4], так Голо Манн цитирует императора.
Бисмарк рассматривал это как "гуманизм" и хотел противостоять рабочим с твердой силой, при необходимости с силой оружия. Строгие социалистические законы, отмененные после 12 лет в 1890 году в рейхстаге, Бисмарк хотел усугубить. Он надеялся, что вследствие этого дойдет до восстаний, которые оправдали бы государственный переворот, связанный военным ударом против социал-демократии. Втайне он также надеялся, что вместе с тем молодой император станет у народа непопулярным.
Вильгельм II отказался от планов Бисмарка, однако и ответил ему строго, «что я не мог согласиться с моей совестью и моей ответственностью перед Богом, тем меньше, чем я знаю точно, что мир рабочих в плохом положении, которое непременно должно быть улучшено.» [5] Тем не менее, Бисмарк пытался саботировать новые кайзеровские законы по охране труда. Сам Вильгельм II сообщал об этом таким образом: «Государственный совет созван под моим председательством. На первом заседании неожиданно также появился канцлер. Он обратился с речью, в которой он порицал с иронией все осуществленные мной мероприятия [законы охраны труда] и отказался в них участвовать. Затем он покинул зал.» [6]
Уважаемому замыслу кайзера противостояла устаревшая радикальность Бисмарка, которая, кроме того, полностью не осознавала фактическое положение, как писал Голо Манн: «Если Бисмарк хотел пойти теперь с пушками против социал-демократов, то он жил в мире галлюцинаций.» [7] Издатель SPIEGEL Рудольф Аугштайн сделал следующий вывод: «Чтобы показать себя незаменимым, он (Бисмарк) осознанно хотел инсценировать внутриполитический хаос. […] Нужно согласиться с Вильгельмом, что Бисмарк с его внутриполитическим остроумием уже дошел до края, когда кайзер уволил его.» [8]
22 марта, через 2 дня после увольнения Бисмарка, Вильгельм II информировал английского посла, сэра Эдварда Малета. Тот сообщал правительству в Лондоне о беседе с Вильгельмом II: «Вильгельм [вступил] в долгую историю разногласий со старым рейхсканцлером по вопросу охраны труда и из-за закона о социалистах. Он упрекал Бисмарка, что он намеренно хочет довести классовый конфликт до крайности, потом картечью (боеприпасами) «зачистить улицы» […] » и говорил: «Все же, для меня, молодого монарха, только вступившего на трон и для всего моего дома, было бы катастрофой, если бы я допустил, что мой народ на улице будет расстрелян без предварительного рассмотрения его жалоб. Говорили бы, что я правлю только со штыками.» Но вместо того, чтобы слушать его, Бисмарк пытался исподтишка подорвать социально-политическую инициативу Вильгельма и «относился к нему, как к школьнику».[9]
С сегодняшней точки зрения у Бисмарка были не современные, весьма сомнительные взгляды, что касалось обращения с рабочим классом. Он больше не был способен к компромиссу. Он стал так упрям и не мог принять, что кайзер не стремился к конфронтации с рабочим классом. Таким образом Бисмарк дистанцировался от благоразумного взгляда кайзера, а не наоборот, как сегодня принято считать.
Вильгельм II был не врагом, а поклонником Бисмарка, который в конечном счете, отказался от сотрудничества с императором.
Даже если доходило из-за разных взглядов до отчужденности между Бисмарком и Вильгельмом II, Вильгельм II восхищался заслугами Бисмарка. В своих мемуарах в 1922 г. Вильгельм писал: «Князь Бисмарк как государственный деятель такая крупная величина, а его незабываемые заслуги перед Пруссией и Германией являются историческими фактами такого огромного значения, что едва ли в каком-нибудь политическом лагере найдется хоть один человек, который осмелился бы это оспаривать. Уже по одному этому легенда о том, будто я не признавал крупного масштаба личности Бисмарка, является вздорным вымыслом. На самом деле было обратное. […] Он был создатель германского государства […] Мы все считали его величайшим государственным деятелем своего времени […] Еще когда я был прусским принцем, я часто думал: надо надеяться, что великий канцлер будет еще долго жить, и тогда буду застрахован от всяких неожиданностей, если доведется править вместе с ним.» [10]
Конечно, в реальности, выявились непримиримые противоречия, которые исходили от Бисмарка. Писателю Хансу Блюхеру в 1928 г. Вильгельм II заявил: «Я могу вам сказать: это было ужасно работать при Бисмарке! Он использовал любой случай, чтобы оскорбить меня и почти унизить. И потом, всегда угроза отставки! Все же, я хотел удержать его и править с ним! […] Есть границы терпения. И это было невыносимо, что он ежечасно и ежедневно требовал.» [11]
Действительно это был Бисмарк, который угрожал императору снова и снова открыто отставкой:
«Если ваше величество не придает никакого значения моему совету, то я не знаю, смогу ли я оставаться на моем месте», взволнованно кричал Бисмарк в лицо кайзеру в кругу министров, после того, как этой критикой Бисмарк отверг запланированные законы об охране труда.
Вильгельм II хотел продолжать после увольнения Бисмарка не внешнеполитический новый курс, а надежный путь союзов.
Голо Манн писал: «Вильгельм II считал политическую конструкцию Бисмарка правильной и настолько надежной, что она теперь больше не требовала архитектора. Ему вовсе не приходило на ум, что что-то в ней нужно изменить.» [12]
Сначала Вильгельм II даже пытался держать Бисмарка для внешней политики и освободить его только от внутренней политики: «С обострением кризиса Бисмарка Вильгельм II выразил тогда, 27 января [в 1890 г, итак за 2 месяца до увольнения Бисмарка], желание, что Бисмарк мог бы ограничиваться министерством иностранных дел и отдать руководство внутренней политики в Рейхе, а также в Пруссии другим.» [13]
Это ли желание императора привело к инсинуации, что он захотел освободиться от Бисмарка, чтобы проводить другой курс во внешней политике?
Даже после того как он уволил канцлера, Вильгельм II хотел сотрудничать по крайней мере дальше с сыном Бисмарка Гербертом, государственным секретарем в ведомстве иностранных дел (сравнимо с сегодняшним министерством иностранных дел). Вильгельм II неоднократно просил Герберта Бисмарка о том, чтобы он «помогал ему продолжить традицию в политике»[14] и предлагал ему наряду с должностью в министерстве иностранных дел дополнительно место прусского министра иностранных дел, который отвечал за подачу прусских голосов в государственном совете. Герберт Бисмарк отказался по той причине, что «он привык докладывать только своему отцу и служить только ему». [15]
Так 21 марта Бисмарк-младший из-за плохого состояния здоровья подал в отставку. Через неделю император надеялся на его возвращение. 28 марта он заявил: «Герберт должен снова вернуться, так как он отдохнул, и займет то же место, как и раньше. […] Он высоко ценил способности Герберта, мог с ним работать и дружил с ним». [16]
Конечно, до этого не дошло – решение Герберта было окончательным.
Вильгельм II уволил канцлера Отто фон Бисмарка только потому, что сотрудничество с ним больше не было возможным, а не затем чтобы после этого спокойно проводить другую, антибисмарковскую внешнюю политику, как сегодня часто утверждается. Непосредственно после увольнения Бисмарка, 19 марта, Вильгельм II телеграфировал своей английской бабушке, королеве Виктории: «Моя политика вообще не изменится.» [17]
Вывод
Отставка Бисмарка Вильгельмом II вполне понятна. Это был Бисмарк, который не захотел сотрудничать с новым императором. Бисмарк был стар, упрям, между тем он неправильно оценивал реалии, аргументировал только лишь поворот назад и интриговал против кайзера. План спровоцировать государственный переворот военными силовыми мерами против рабочего класса был морально предосудительным и недопустимым. Большинство немцев были рады, когда он ушел. Леволиберальный Ойген Рихтер например писал с облегчением: «Слава Богу, что он ушел.» [18]
Голо Манн, великий историк, в 1958 г пришел к выводу: «Вильгельм II мог сказать себе, что он не только прав, но и действовал согласно воле народа».
И: «Бисмарк не исчез слишком рано, он исчез уже слишком поздно. Устранение этого обременительного анахронизма было самым смелым, было самым лучшим, что Вильгельм II когда-нибудь делал.» [19]
Конечно, уже вскоре после своего увольнения Бисмарк начал влиять на общественное мнение: «Основатель Рейха показался публике на 8 день после своего увольнения - больше, чем когда-либо за целый год и в яростной обиде распространял свою версию отставки: кайзер психически не здоров.» [20]
В течение следующих лет, еще при жизни уволенного канцлера, начал возникать "миф Бисмарка". Это привело к тому, что увольнение Бисмарка преобразилось совсем в другой смысл и все больше рассматривалось, как ошибочное действие Вильгельма II. Оценка, которая продолжает работать до настоящего времени.
«В 1890 г. […] Бисмарк со своими интригами и своей старой хваткой за власть создал тень за сияющей фигурой молодого кайзера и ожиданиях о нем. […] Таким образом отставка вплоть до нашего времени была окутана разнообразными легендами.» [21]
--------------
[1] Golo Mann: Deutsche Geschichte des 19. und 20. Jahrhunderts. Frankfurt 2004 (Neuauflage; ursprünglich erschienen 1958), S. 486
[2] Paul Busching: Der Kaiser. In: Martin Kohlrausch (Hrsg.): Samt und Stahl. Berlin 2006, S. 188
[3] Martin Kohlrausch: Der Monarch im Skandal. Berlin 2005, S. 99
[4] Mann, a.a.O., S. 487
[5] Wilhelm II.: Ereignisse und Gestalten. Leipzig 1922, S. 32
[6] Wilhelm II., a.a.O, S. 31
[7] Mann, a.a.O., S. 487f.
[8] Rudolf Augstein: Der gar nicht so rote Preuße. In: DER SPIEGEL, Nr. 38/1980
[9] John C.G. Röhl: Wilhelm II. Band 2: Der Aufbau der Persönlichen Monarchie. München 2001, S. 363
[10] Wilhelm II., a.a.O, S. 3
[11] Hans Blüher: Wilhelm von Hohenzollern. In: Martin Kohlrausch (Hrsg.): Samt und Stahl. Berlin 2006, S. 354f.
[12] Mann, a.a.O, S. 498
[13] Röhl a.a.O, S. 315
[14] Wilhelm II., a.a.O., S. 11
[15] Wilhelm II., ebd.
[16] Röhl, a.a.O., S. 370
[17] Röhl, a.a.O., S. 362
[18] Eugen Richter. In: Freisinnige Zeitung. Berlin 21.3.1890
[19] Mann, a.a.O, S. 490ff.
[20] Röhl, a.a.O., S. 350
[21] Lothar Gall: Bismarck. Frankfurt 1980, S. 694
P.S. Текст взят из группы кайзера
Отставка Бисмарка. Правильно ли поступил Вильгельм II?
Автор статьи : Роланд Зигерт
В марте 1890 г., через 2 года спустя после того, как Вильгельм II стал кайзером, он уволил заслуженного рейхсканцлера Отто фон Бисмарка.
Бисмарк объединил в 1871 г. Германию, которая была раньше расколотой на бесчисленные малые государства, и создал Германскую империю. Конституция новой империи была полностью адаптирована под Бисмарка, и первый кайзер (Вильгельм I) предоставил ему свободу действий. Во внутренней политике Бисмарк правил строго и неуступчиво (например, по отношению к католикам и социал-демократам), во внешней политике - в высшей степени мудро и дипломатично. Таким образом он заключил с соседними государствами Германии эффективные союзы, которые предотвращали изолированность и уязвимость Рейха.
Когда Вильгельм I умер в преклонном возрасте в 1888 г., Бисмарк должен был договариваться с 29-летним наследником Вильгельмом II.
Хотя политической деятельностью Бисмарка Вильгельм II восхищался (конечно не в полной мере: например, Культуркампф Бисмарка Вильгельм II всегда отвергал), доходило до все больших расхождений во мнениях и до все более сильного недоверия с обеих сторон, что сделало дальнейшее успешное сотрудничество невозможным. Таким образом Вильгельм II 20 марта 1890 г. уволил старого канцлера, который почти 28 лет в значительной степени определял немецкую и прусскую политику.
читать дальше
В марте 1890 г., через 2 года спустя после того, как Вильгельм II стал кайзером, он уволил заслуженного рейхсканцлера Отто фон Бисмарка.
Бисмарк объединил в 1871 г. Германию, которая была раньше расколотой на бесчисленные малые государства, и создал Германскую империю. Конституция новой империи была полностью адаптирована под Бисмарка, и первый кайзер (Вильгельм I) предоставил ему свободу действий. Во внутренней политике Бисмарк правил строго и неуступчиво (например, по отношению к католикам и социал-демократам), во внешней политике - в высшей степени мудро и дипломатично. Таким образом он заключил с соседними государствами Германии эффективные союзы, которые предотвращали изолированность и уязвимость Рейха.
Когда Вильгельм I умер в преклонном возрасте в 1888 г., Бисмарк должен был договариваться с 29-летним наследником Вильгельмом II.
Хотя политической деятельностью Бисмарка Вильгельм II восхищался (конечно не в полной мере: например, Культуркампф Бисмарка Вильгельм II всегда отвергал), доходило до все больших расхождений во мнениях и до все более сильного недоверия с обеих сторон, что сделало дальнейшее успешное сотрудничество невозможным. Таким образом Вильгельм II 20 марта 1890 г. уволил старого канцлера, который почти 28 лет в значительной степени определял немецкую и прусскую политику.
читать дальше