Продолжаю с описания свадьбы кронпринца:
"Вечером был большой и торжественный поздравительные приемы во дворце, а вслед за этим торжественный ужин в Белом зале. Здесь я в первый раз должен был заниматься сервировкой. Разумеется, мы занимались этим в Лихтерфельде, всё же оказалось нелегким трудом - подносить огромные чаши, и, особенно, наполнять их игристым вином, тем более что высокие драпированные спинки дамских стульев были подобны башням между которыми приходилось лавировать. Поскольку Великая княгиня носила титул Императорского высочества, она всегда сидела рядом с Их Величествами и парой молодоженов, поэтому я мог наблюдать за многим. Почти все правящие дома отправили на свадьбу своих представителей. Так японский император прислал одного из принцев, который согласно своему рангу, с сожалением должен был сидеть напротив русского великого князя.*
Во второй половине дня в Рыцарском зале был организован торжественный стол только для обеда членов правящих династий, в то время как другие гости обедали в других задах. В этом зале всё было особенно торжественно. Гости сидели за подковообразным столом. Рядом с одним из краев стола был отдельный стол за которым сидел генерал в качестве стольника, а с другой - виночерпия, по крайней мере, в символическом плане. За каждым из высокородных гостей стояли следуя по рангу: генералы или высшие придворные сановники, за ними приставленные к монаршим основам пажи и снова фурьеры. Лакеи приносили суп и передавали его фурьерам**, которые передавали их пажам, которые, в свою очередь, отдавали его генералам, ставившим суп перед гостем. После супа император произнес очень теплую речь для невесты и жениха. После чего генералы и высшие придворные чины удалялись и мы, пажи, обслуживали стол в одиночку."
Великая княгиня, которая как урожденная принцесса Мекленбургская, бегло говорила по-немецки и знала моих родителей, когда мой отец принадлежал к гренадерскому полку в Шверине, что было для нас особенно приятно. Мы имели право чокнуться с ней бокалом шампанского, и она давала нам приятные конфеты, сладости в плитках, завернутые в серебряную бумагу с изображением молодой пары. Для этого у пажей в униформе был специальный клеенчатый кармашек.
Вечером в Белом зале проходил большой бал. Сегодня трудно себе представить, какую прекрасную картину представлял этот бал, где присутствововало такое количество немецких и иностранных представителей правящих домов. Блестящие мундиры, чудесные туалеты с длинными шлейфами и, прежде всего, драгоценностями, которые были надеты специально по этому поводу, и, казалось, действительно пришли из сказки. Великая княгиня Владимир*** в первый день носила жемчуг, а на следующий день такие большие и прекрасные изумруды, коих я больше в жизни не видел.
_____________________________________________________________________________________________
*Свадьба состоялась летом 1905 года, т.е. ещё до подписания Портсмутского мирного договора межу Россией и Японией.
**Фурьер - в данном случае придворный чин, обычно обеспечивающий проживание гостей во дворце.
***немецкое обращение к жене представителя правящей династии по имени мужа было традиционным. В данном случае жены Великого князя Владимира Александровича.
P.S. Биографический текст не содержит пропаганды человеконенавистнических идеологий и его переводчик осуждает подобные вещи. Они рассматриваются здесь только с исторической точки зрения.