Из мемуаров адъютанта Сигурда фон Ильземана о праздновании дня рождения Вильгельма II в Доорне:
Перевод Т. Кухаренко
Накануне, 26 января 1929 г., Зелль позвонил мне сообщить, что ее величество заболела краснухой. Итак: день рождения императора без супруги! Безоблачная солнечная зимняя погода. Кайзер гуляет со своими господами и почти всей семьей по парку. На каждом углу ему дарят подарки. Доорнский певческий кружок почтительно демонстрирует, насколько кайзер был популярен в Доорне. Я выразил признание и благодарность его величеству на голландском языке. По поручению бургомистра прибыли многочисленные доорнцы, чтобы подарить 2 большие скамейки кайзеру. Утренняя прогулка заканчивается у садовников, которым его величество построил новое помещение, чтобы люди могли там спокойно обедать. Они дарят императору цветы для сада. Я снова ответил на голландском. Кайзер сказал: «Это должен быть крупнейший розарий Европы! Отныне цветы нужно сажать гораздо плотнее!» Это была милая картина, кайзер в новом помещении, в окружении своих голландских рабочих. На столе для каждого из них стояла бутылка вина. Один рабочий и две девушки говорили с высоким господином на голландском языке. Раньше это были генералы и высшие сановники империи, которые 27 января войском окружали кайзера. Но сейчас другая картина! Только семья и ещё несколько господ из старого славного времени. Приходят ли к кайзеру такие воспоминания в этот день? Я так не думаю. И это его счастье, поэтому он может быть таким счастливым и свободным, каким был на следующий день. Затем обычный газетный доклад. Его величество: «Сочувствую что моя жена сейчас заболела, и не может быть там, где должна была впервые занять свое место, которое ей причитается по торжественному случаю для всей семьи».
Принц Эйтель Фридрих: »Судьба вмешалась и семьи Шёнайх-Каролат сегодня нет; это действительно странное совпадение«. Другие члены семьи делают аналогичные замечания.
Одна цветочная корзина за другой везется в дом, садовник не знает, что с ними делать. Герцогиня должна накрыть стол ко дню рождения завтра утром, но не знает, от кого отдельные подарки.
День рождения, 27 января 1929 г.
Уже в семь часов утра в замке кипит жизнь. На входе в Доорн было замечено много репортеров и фотокамер. Люди были раздражены, потому что многие не смогли сделать снимки в течение всего дня. Никто не видел кайзера, и въезжающие и выезжающие члены семьи сидели в закрытых машинах с запотевшими на холоде окнами. В час дня он подошел к столу. Раздалось: «Heil dir im Siegerkranz», после чего король Саксонии произнес несколько доброжелательных слов без какой-либо политической мысли. Император сразу ответил прекрасной речью. Содержание: поэтому, как только что сказал король, времена настолько серьезны, что князья должны держаться крепко вместе, и если времена поменяются и он снова вернется назад, тогда он хочет надеяться, что князья и его родственники будут ему верны!
После этой речи сыновья и герцогиня Брауншвейгская подошли к отцу, чтобы лично с ним чокнуться бокалами; за ними последовали внуки, каждый получил по поцелую и старшие воспользовались возможностью дважды налить шампанского слугам. Принц Вильгельм был очень серьезен, как будто он знал, что он будет будущим претендентом на престол, и что больше ни у кого не будет шанса. При его серьезности в нем много симпатичного. Шрамы на лице не идут ему. Принц Лулу был любезен и доволен как всегда; он знает, что он - любимый внук. Хубертус выглядит почти взрослым, слишком много говорит, но однажды, как и у отца, у него будет много обаяния.
P.S. Текст взят из группы кайзера
160 лет со дня рождения кайзера
Die-Retrospektive
| понедельник, 28 января 2019