Автор: Кристина Крофт; перевод с англ. яз. Т. Кухаренко
Во время исследования - для нового романа, основанного на биографии Моретты Прусской - меня очень увлекли отношения между Бисмарком и семьей германского кайзера и я не могла не думать об иронии его окончательного падения. «Железному канцлеру» приписывают, что он успешно привел Германию к объединению и он несомненно обладал большим политическим разумом и предвидением (он предсказал с необычной точностью, что Первая мировая война произойдет через двадцать лет после его ухода из власти, а также сообщил, что это произойдет из-за какого-то незначительного события на Балканах). Его методы, однако, были совершенно беспощадными, и, с одной стороны, он рассматривается как великий государственный деятель, который сделал много пользы для народа, с другой стороны он обладал манией величия и использовал любые закулисные средства, чтобы избавиться от своих противников. Он сознательно подстрекал различные этнические группы в Австро-Венгрии, что создать проблемы для своего кайзера; он обманом вызвал Франко-прусскую войну, он подавлял любую группу, которую считал угрозой своим планам (католики и социалисты были его главной мишенью), и он часто использовал придуманные скандалы, чтобы уничтожить своих политических противников.
"Интересно, почему он не говорит прямо," - писала тогда кронпринцесса Виктория, - "пока я живу и конституция и Корона приостановлены, потому что это точное состояние дел. Несомненно, он патриотичен и искренен и думает о благе Германии. Он думает, что нужна большая центральная власть, и что одно желание должно решать и это государство должно быть всем и делать все как один огромный набор механизмов, скажем, «негибкий», например, когда капитан делает все самостоятельно и направляет судно электричеством и т.д. Таким образом, князь Бисмарк хочет с помощью мизинца управлять всем..."
Неудивительно, что кронпринцесса (впоследствии императрица Фридрих) была так настроена против канцлера. Мало того, что его политика полностью противоречила ее собственным либеральным взглядам, и мало того, что он намеренно ограничил ее мужа от политики, но и он сознательно клеветал на саму кронпринцессу, изобретая грубые истории, чтобы уничтожить ее репутацию и, возможно наиболее безжалостно сыграл большую роль - настроил ее старшего сына Вильгельма против нее.
Бисмарку казалось, что Вильгельм был чем-то вроде марионетки. Польстив ему, когда он рос и наполнив голову чувством собственной значимости, он (Бисмарк) почти, казалось, верил, что всегда сможет манипулировать своим протеже. Смертельная болезнь и несвоевременная смерть отца Вильгельма, должно быть, стали чудом для пожилого государственного деятеля, который, как раз когда Фридрих умер, поощрял Вильгельма вступить на престол. В 1888 году Вильгельм стал кайзером Вильгельмом II, и канцлер, несомненно, ожидал, что сможет манипулировать им, поскольку он манипулировал его дедом. У него наступило грубое пробуждение, так как высокомерие, которое он сам поддерживал у принца, обернулось против него, словно как доктор Франкенштейн, он создал монстра, которого он не мог контролировать.
Однако я не думаю, что Вильгельм был монстром. Через несколько дней после смерти отца он повел себя ужасно - окружив и обыскав дворец, где его мать горевала, в поисках частных бумаг; он выставил ее из дворца, некоторое время она и ее младшие дочери понятия не имели, где они будут жить; он сменил название дворца, чтобы стереть память отца, и в своей первой речи сделал сильные ссылки на своего деда, но ни одну о своем отце. Но отношения Вильгельма с его матерью были чрезвычайно сложными. Бисмарк действительно повернул его против нее, и все же, на некотором уровне, он обожал ее и я не могу не удивляться было ли то, что произошло дальше, как-то связано с тем, что он мстил человеку, который так плохо относился к ней.
Далекий от того, чтобы быть марионеткой, Вильгельм имел сильные собственные взгляды и – удивительно, возможно, для тех, кто считает его «военачальником» - одной из его главных забот в начале правления было благосостояние рабочих. Бисмарк, в своем намерении сокрушить всю оппозицию, запланировал стратегию, которую он использовал, прежде успешно - он хотел спровоцировать социалистов на вооруженное восстание, так, чтобы полиция/вооруженные силы могли вмешаться, чтобы сокрушить их полностью. Вильгельм, который намного более сочувствовал требованиям рабочих, был потрясен, когда обнаружил этот план и абсолютно отказался обращать войска на свой собственный народ. В конечном счете он не оставил канцлеру никакого выбора, кроме как уйти в отставку. Его бесцеремонный отъезд на некотором уровне, должно быть, дал Вильгельму ощущение того, что он возместил ему за его обращение с родителями. Самая ироничная часть из всего - истинная карма ! – пришла, когда Бисмарк обратился к матери Вильгельма, к которой он так долго плохо относился и в отчаянии попросил ее, чтобы она поговорила от его имени со своим сыном. Императрица Фридрих - без всякой горечи (она на самом деле писала, что ей было жалко Бисмарка) - честно ответила, что не имела никакого влияния на Вильгельма, так как сам Бисмарк сознательно разрушил связь между ними.
Действительно карма...
Императрица Виктория и Бисмарк
P.S. Текст взят из группы кайзера
Бисмарк и карма
Die-Retrospektive
| суббота, 12 октября 2019