1 мая 1854 года у кронпринца Людвига появился новый воспитатель 52-летний баварский генерал-майор граф Теодор Рафаэль Алоиз Басселет фон Ла Розе (La Rosée, 9 ноября 1801- 15 апреля 1864), который заменил любимую няню Людвига Сибиллу Майльхаус.
Граф Теодор Ла Розе был младшим сыном Йозефа Адольфа графа Баселета фон Ла Розе (7 октября 1773; † 17 января 1834) и Элизабет фон Рехберг и Ротенлёвен цу Хоэн (von Rechberg und Rothenlöwen zu Hohen, 24 сентября 1772; † 16 июня 1848)
Род Басселет фон Ла Розе происходит от древнего рода маркграфа де Ла Роза (de la Rosa) первоначально испанского происхождения, позднее обосновавшийся в испанских Нидерландах, и наконец оставшихся в Баварии и Австрии. С 1764 года род Ла Розе возведен в дворянство, получил графский титул. Предки графа состояли на военной службе у баварского курфюрста Максимилиана Эмануэля и были отныне связаны с историей баварской армии. Они назывались с того времени Басселет де ла Розе и были основателями этой семейной ветви.
Граф Теодор Ла Розе был одно время адъютантом короля Максимилиана I Баварского. О личной жизни графа известно, что он был женат с 26 ноября 1826 года на баронессе Людовике фон Лойпрехтинг (Leuprechting).

Исследователь Франц Мерта сообщает о назначении нового воспитателя: «Это означало для Людвига, однако, сначала еще не полную разлуку с его любимой «Милау», так как она была еще воспитательницей его брата Отто. Лишь в 1862 она, к большому сожалению, впервые отсутствовала на Рождестве у королевской семьи». Вплоть до 18-летия кронпринца граф де Ла Розе оставался его воспитателем. В воспитании и обучении также принимали участие барон Эмиль фон Вульффен и майор Карл фон Орфф. Также преподавателями Людвига выступали профессор Франц Штайнингер, декан Георг Карл Райндль и несколько других господ. Кронпринц Людвиг никогда не посещал государственную школу. Его обучение проходило в частном порядке в Мюнхенской резиденции и замке Нимфенбург. Юным принцам прививали христианские добродетели, любовь к Богу и ближним, а также честность, трудолюбие, бережливость и самоуважение. Образование характеризовалось строгостью и дисциплиной. Граф Ла Розе пробуждал в Людвиге интерес к богатому прошлому династии Виттельсбахов и вдохновлял на ответственное подражание.
читать дальше
Помимо обучения на досуге с графом де Ла Розе Людвиг совершал прогулки, ловили рыб, гонялись за бабочками, посещали праздничные мероприятия, как юный кронпринц рассказывал в письмах к своей любимой няне.
Выбор этого воспитателя, по мнению многих, был не очень хорошим, потому что граф привил молодым принцам высокомерие. Cтрогий, старомодный, обыденный и милитаристский в своих взглядах граф Ла Розе полагал, что обоим принцам следует общаться только с членами дворянства. Но под маской аристократической заносчивости Ла Розе оставался добросердечным человеком. Он показывал Людвигу особенность его положения, как будущего короля, что на нем будет лежать особая ответственность, учил воспитанника, что кронпринц должен в будущем быть первым, держать надлежащую дистанцию от подчиненных и простых людей, только коротко приветствовать лакеев и тому подобное. Результатом воспитания стало развитие у Людвига высокой самооценки, что иногда его делало неприступным и даже высокомерным. Граф Ла Розе отмечал в характере юного кронпринца сильно развитое своеволие и упрямство. Но все же Людвиг позднее перевернул это обучение на противоположное: он поддерживал интенсивное общение с художниками, артистами и людьми театра, в последние годы правления окружал себя подчиненными, которые принимали значительные роли в его жизни и при ночных прогулках. Так биограф короля Феликс Зоммер характеризует личность Людвига : «Противоречия и несогласованность вписываются в запутанную картину: с одной стороны, непосредственность встреч с людьми отдаленных кругов и с другой стороны идеи о божественном праве и робость перед контактом с некоторыми, особенно высокопоставленными лицами».
Роберт де ла Контри насмешливо отзывался о графе де Ла Розе, назвав его „la rosée du soir de la Bavière" («вечерняя роса Баварии»). Однако кронпринцу Людвигу был приятен его новый педагог.
22 августа 1855 года Ла Розе наставлял Людвига быть послушным: «... Поэтому попытайтесь непрестанно тренировать свой ум и тело. Если плохие мысли приходят снова, подавляйте их: с сильной волей Вы можете достичь всего. Слабость не достойна в человеке - а это то, кем Вы хотите стать: человек, который должен быть примером для своего народа. Будьте добры и очаровательны и вы завоюете все сердца; но будьте послушны. Поскольку непослушание приведет человека к неудаче. Почитайте Вашего отца и мать, Бога, потому что Вы должны их благодарить их за всё, что Вы имеете и за всё кем являетесь; тогда благословение Бога всегда будет с Вами...
С искренней любовью,
Всегда Ваш
Ла Розе».
Граф Ла Розе желал, чтобы Людвиг был послушным, но также хотел, чтобы у принца была развита сильная воля. Наиболее важным являлось то, он пытался развить уверенность в принце, не давая перерасти в самомнение. Своим доминированием наставник способствовал тому, что все дальше заводил Людвига в мир воображения. Когда наставник понял это, он пытался повлиять на это своим обычным властным способом. Он писал королеве Марии Прусской:
«Принца нужно удерживать от задумчивости; он не должен задерживаться на неприятных впечатлениях, но пытаться быть менее чувствительным к ним. Нужно предоставить карманные деньги, но принц должен сделать отчет о том, как он тратит их. Особое внимание должно быть уделено, чтобы обучить принца силе воли; тем более необходимо подчеркнуть это, потому что мы живем в эпоху, в которой развиваются воображение и ум, но желанием действовать и жить пренебрегают…»
Однажды граф де Ла Розе больше одного раза просил Людвига, чтобы он в своем дневнике сделал своего рода отчет. 27 июля 1859 года граф де Ла Розе писал Людвигу: "Скажите мне, Вы сделали с Вашей стороны все то хорошее, чем Вы обязаны Богу и Вашим родителям? Ответьте на этот вопрос самому себе, но добросовестно". Ведение дневника кронпринцем можно также отнести к части воспитательной программы. Бывший председатель тайного домашнего архива Виттельсбахов Ханс Ралль сообщает, что ведение дневников Виттельсбахами применялось, как и в других католических княжеских домах из поколения в поколения для воспитания принцев, как эффективное средство самоконтроля, но также использовалось как исследование совести для подготовки к получению покаяния и причастия. В то же время, однако, это могло бы выступать в качестве важного инструмента для запоминания христианского сознания правителя.
Граф де Ла Розе вел себя преданно и всегда поддерживал своего воспитанника, будущего короля Баварии.

2 февраля 1861 года Людвиг впервые увидел оперу Рихарда Вагнера «Лоэнгрин»,
22 декабря 1861 года «Тангейзер». Начиная с этого времени посещение оперы, театра относится к предпочтительным занятиям Людвига. Так в феврале 1863 года Людвиг писал Сибилле Майльхаус, что он неоднократно бывал в театре, посещал различные представления, упоминает, что от графа де Ла Розе получил в подарок работу Р.Вагнера «Опера и драма».
Многие биографы Людвига утверждают, что Людвиг отвергал охоту. Но есть факты, которые говорят иначе, по крайней мере о юношеском возрасте кронпринца. Энтузиазм к охоте у Людвига уменьшился только во взрослом возрасте. 21 августа 1858 года Людвиг писал в письме своему дедушке Людвигу I о своем пребывании в Берхтесгадене: „Здесь мы очень хорошо беседуем, мы много гуляем и стреляем иногда птиц – особенно обыкновенного жулана». Второй факт сообщает хроники замка Хоэншвангау 14 октября 1863 г.: "В половине восьмого утра их королевские высочества кронпринц Людвиг, принц Отто Баварские и принц Адальберт Прусский отправились в сопровождении господ кавалера графа Ла Розе, капитана артиллерии Орффа и лейтенанта С. Пауля на охоту на серн, в так называемый пруд, где застрелили 10 серн. Его королевское высочество кронпринц убил троих, принц Отто одну и принц Адальберт две серны ... " Через пять дней на стол было подано жаркое по этому поводу.
Во владении королевского дома Виттельсбахов до сих пор находится детский арбалет Людвига. Одно из его охотничьих оружий выставлено в армейском музее в Ингольштадте.
Становясь взрослым, Людвиг все меньше и меньше увлекался охотой. Вымирание животного мира не могло стоять в согласии с его концепцией внутренней чистоты и его уважением к творению мира.
Когда Людвиг достиг своего совершеннолетия, граф де Ла Розе вышел в отставку, он дал оценку личности Людвига: "Кронпринц умел и очень талантлив, он многому научился и у него даже сейчас знания, которые выходят за пределы желаемого. У него очень богатая фантазия, которую я редко встречал у его ровестников. Но он подвержен вспыльчивости. Больше чем сильно развитое своеволие указывает на упрямство, которое он возможно унаследовал от дедушки и будет преодолено лишь с большим трудом".
1864 год стал роковым и насыщенным событиями для Людвига. 10 марта 1864 года внезапно умер его отец Максимилиан II. 11 марта 1864 года Людвиг II взошел на баварский трон. Спустя два дня после смерти короля чиновник кабинета министров Франц фон Ляйнфельдер встретил графа Ла Розе на лестнице в Резиденции, выражая свою скорбь, добавил: «Наше единственное утешение - то, что у нас теперь есть ангел на троне». Граф Ла Розе отозвался о ранней смерти Максимилиана, как о самой большой трагедии, которую встретила Бавария.
Через месяц после вступления на престол молодой король узнал печальное известие. Граф де Ла Розе был тяжело болен. 11 апреля Людвиг писал Сибилле фон Леонрод: "Это будет не только страшным ударом для его семьи, но мне также будет жаль, потому что он был для нас добрым другом и советчиком». Незадолго до его смерти молодой король поспешил к смертному одру своего воспитателя, поскольку на протяжении многих лет у них установились хорошие дружеские доверительные отношения. Служанка графа сперва не узнала Людвига и не впускала проведать своего господина. Но когда она узнала, что перед ней стоит король Баварии, то упала на колени и просила прощение. Людвиг смог увидеть умирающего и на следующий день остался на целый час с семьей Ла Розе.
Граф Теодор де Ла Розе умер 15 апреля 1864 года. Если бы не его ранняя смерть он бы смог еще помочь молодому королю словом и делом. Но без него Людвиг мог теперь рассчитывать только на себя. „Я сидел", признался Людвиг позже, „окружен объемными книгами и пергаментами, вовсе не изучал поэзию, как все думали, а всемирную историю и общественно-политическую науку. Я принял, вероятно, слишком рано тяжелое, ответственное задание, вдвойне тяжелое на молодые плечи, трижды сложное для юного ума, в котором до сих пор совсем кое-что иное жило и который хотел еще кое-чего совсем другого."
Биограф Людвига Йозеф Кремер писал: „При баварском дворе в узких кругах утверждается, что смерть графа очень оплакивали, потому что влияние этого человека на молодого короля было бы выгодно, и то, что Людвигу II не хватает некоторой практической точки зрения. С тонкой тактичностью бывший воспитатель, как дежурный генерал-адъютант умел отстранять вещи, которые прорывались прямо-таки с силой во дворец, без появления разрешения владеть правом для этого. - Имелись, впрочем, тогда многие, которые порицали, что оба принца, в первую очередь, однако, кронпринц, что он был слишком долго доверен дамам воспитательницам и что лучше было, если бы граф Ла Розе был назначен на несколько лет раньше, по крайней мере, как королевский гувернер".
P.S. Текст написан Т. Кухаренко и опубликован с её разрешения.
по Людвигу это хорошо видно, к сожалению.