А были ли у короля Людвига II когда-нибудь дети? От десятилетия к десятилетию росли легенды о детях «сказочного» короля. Во все времена были люди, стремившиеся к быстрой славе и известности, которой можно легко достичь, распространяя в общественности сведения о своем «королевском» происхождении. Находились доверчивые люди, верившие самозванцам. Но рано или поздно их ложь раскрывали.
Бюст Людвига II. Автор работы - Элизабет Нейчитать дальше
Первый слух был связан с известным скульптором Элизабет Ней.
Франциска Бернардина Вильгельмина Элизабет Ней родилась в Мюнстере (Вестфалия) 26 января 1833 года в семье резчика по камню Иоганна Адама Ней и горничной Анны Элизабет. С самого детства Элизабет помогала отцу в мастерской и уже тогда выбрала свою будущую профессию. Уверенная и своенравная девочка заявила родителям, что намерена учиться на скульптора. Родители были изначально против выбора их дочери, но Элизабет объявила семидневную голодовку, сломив волю отца и матери. Так в 1852 году она стала первой женщиной в Мюнхенской академии художеств в классе скульптуры, где учились только мужчины. Закончив академию 29 июля 1854 года, Ней уехала в Берлин, где продолжила обучение у скульптора Христиана Даниэля Рауха. Она стала его любимой ученицей. Через три года Элизабет открыла в Берлине скульптурную студию. Чтобы пробиться в жизни, добиться признания и стать успешным скульптором, Ней понимала, что она должна работать вдвойне, а то и втройне больше других.
В Гейдельберге в 1853-54 гг. она познакомилась с шотландским врачом Эдмундом Д. Монтгомери, который позднее стал ее мужем. Возлюбленный подыскивал для неё клиентов, так он смог уговорить философа Артура Шопенгауэра. Работа понравилась заказчику и Ней стала получать новые заказы и стала известной, как автор скульптур многих выдающихся личностей. Среди ее заказчиков были и другие знаменитости своего времени: Якоб Гримм, Александр фон Гумбольдт, Рихард Вагнер, Козима фон Бюлов, Отто фон Бисмарк, король Георг V Ганноверский, химик Юстус фон Либиг и пр. Её самая известная скульптура - статуя Людвига II, которая находится в замке Херренхимзее.
Портрет скульптора Элизабет Ней, художник Фридрих Каульбах (1860 г.)
В 1867 году Ней и Монтгомери переехали в Мюнхен. Она пыталась попасть в королевскую резиденцию и получить разрешение на моделирование скульптуры короля Людвига II, который пока отсутствовал в списке ее известных клиентов. Два года Ней терпела неудачу. Лишь в 1869 году она получила разрешение моделировать бюст молодого короля. Её работа понравилась и последовал следующий заказ. Летом 1870 года она работала над статуей Людвига. Чтобы смоделировать её достоверно, скульптор замеряла голову, уши, нос, рот, длину вытянутой руки и объем грудной клетки Людвига, отчего Его Величество выражал большое недоумение. Вначале общение короля со скульптором было высокомерным. Но однажды Элизабет Ней появилась в греческой одежде, золотых сандалиях и начала декламировать Гёте "Ифигению из Тавриды", одно из любимых стихотворений короля. Людвиг II хвалил скульптора за ее искусство декламации. Король хотел сделать подарок Ней и предложил драгоценности, но она отказалась и попросила цветы. С тех пор мастерская Ней была завалена цветами каждый день.
Людвиг и Ней иногда беседовали ночами. Король говорил о своем желании мира для своей страны и проблемах с воплощением искусства и красоты в жизни своих подданных. Ней рекомендовала молодому королю продолжать воплощать свои мечты, "чтобы принести свет во тьму, и верить, что правда и истина всегда были движущей силой в мире, к высокой цели". Также Ней знакомила короля с философией Шопенгауэра. В ночных встречах Людвига и Ней не было ничего предосудительного, их отношения не вышли за рамки платонических. Но любопытные люди, как всегда, болтали. Иностранные газеты сообщали: "Ходят слухи в Мюнхене о белой фигуре, которая спешит по королевской резиденции в ночное время к комнатам короля и никто из охраны не задерживает её". Между Людвигом и Ней завязалась переписка. В одном из писем к Людвигу Ней писала: „Бог умудрился создать Вас таким, какой Вы есть, не Вы сами создали себя, поэтому Вы должны признать это." На сегодняшний день, к сожалению, не сохранились ответные письма короля к скульптору Ней, они считаются пропавшими без вести, либо уничтоженными.
Осенью 1870 года, когда Элизабет было 37 лет, произошло судьбоносное событие в ее жизни - она узнала, что ждет ребёнка. Следует кратко упомянуть о личной жизни скульптора и ее своеобразном характере. С ноября 1863 года она состояла в браке с Эдмундом Монтгомери. Ней придерживалась феминистических взглядов, была довольно независимой и непокорной господствующим стереотипам, которые были характерны для женского поведения 19 века. Свою независимость она доказывала через мужское поведение. Она носила самолично придуманную и пошитую широкую свободную одежду, часто с античными узорами. Такая одежда не ориентировалась на стиль времени. Ней также могла носить мужскую одежду, короткую прическу и ездила верхом, как мужчины. Но в 1860 году Элизабет Ней позировала для художника Фридриха Каульбаха в женском платье. Ней игнорировала быт и кухню, ела простую еду. Она говорила: "Женщины дуры, если возятся с домашним хозяйством. Посмотрите на меня: я сплю в гамаке, который не нужно обустраивать. Я разобью яйцо и выпью его сырым. Я сделаю лимонад в стакане, а затем помою его и вся моя работа по дому делается за день.” Поэтому она рассматривала институт брака, как неволю для женщин. О своем браке Ней и Монтгомери не заявляли общественности. Элизабет ни в коем случае не хотела, чтобы была потревожена ее независимость, ее муж не возражал и она пользовалась полной свободой. Ней отказалась использовать имя Монтгомери, оставив свое девичье имя и также до своей смерти сохранила имидж "фрейлейн". Монтгомери же был болен туберкулезом еще с 1863 года.
В то время, когда Ней узнала о своей беременности, Монтгомери получил письмо от своего друга барона Карла фон Штралендорфа, который переехал в Америку (штат Джорджия) вместе со своей женой Маргарет Элизабет Рассел из Бостона. Барон восхищался новым местом, называл его земным раем и писал о том, что это место очень благоприятно воздействует для больных туберкулезом. Он убедил Монтгомери и Ней присоединиться к этому "приюту тишины, покоя и красоты". У супругов была общая мечта о месте проживания: "в счастливом сообществе, расположенном в некой Аркадии, где, в окружении нетронутой красоты природы, чему способствует влияние искусства и науки, где каждый человек должен развиться свободно, согласно его собственному характеру".
Вечером 14 января 1871 года Ней, Монтгомери и их экономка Ченчи уехали из Германии в Америку. Они взяли с собой только личное имущество, оставив всю мебель на их вилле. Что удивительно, все работы Ней, созданные в студии дворца короля Людвига II, остались в Германии. Король и Элизабет Ней больше никогда не встречались.
Ней и Монтгомери начали новую жизнь в Америке, сначала они жили в Джорджии, затем, с 1873 года, в Техасе, где приобрели ранчо. Там Элизабет возобновила свою деятельность, открыв студию Формоза, которая стала центром культурной жизни города и местом создания множества новых произведений. В марте 1871 года у Ней родился ребенок, названный Артуром, в честь Артура Шопенгауэра. В 1872 году появляется на свет второй сын Лорн (1872-1913). Малыш Артур прожил около 3 лет, умер от дифтерии. Элизабет сняла с него гипсовый слепок а затем сожгла умершего сына в печи дома на ферме, где она жила с Монтгомери. В своем дневнике эксцентричная скульпторша писала, что забеременела во время 8-месячной работы над скульптурой короля Людвига и отцом её рожденного в Техасе сына Артура в действительности был король Баварии. Некоторые люди принимали это за правду, поползли слухи об отцовстве Людвига. Зачем эту ложь писала Элизабет Ней? Отцом Артура на самом деле являлся её муж Эдмунд Монтгомери. Ней до самой смерти скрывала факт о своём замужестве и даже в дневнике не захотела указать Монтгомери отцом ребенка. Возможно, она считала короля Людвига духовным отцом своего первого сына Артура. Или вероятно она даже в дневнике хотела показать свою независимость от Монтгомери и готова была выдумать о его сыне любую фантастическую историю. Или её разум просто помутился от горя...
Элизабет Ней за работой в своей студии Формоза (Техас). 1893 г.
Элизабет Ней умерла в Остине 29 июня 1907 года. Ее погребли вместе с гипсовым слепком сына Артура. Эдмунд Монтгомери пережил супругу на четыре года.
"Она - ни женщина, ни девочка, а художница, и этим всё сказано," писал химик Юстус фон Либиг в 1870 году о Элизабет Ней.
Впоследствии и другие люди утверждали, что баварский король был их отцом.
В 1914 году в Лондоне некая графиня Каролина Занарди-Ланди, урожденная Кайзер (1882-1935) выпускает книгу под названием «Секрет Императрицы» ("Secret of an Empress"), где утверждает, что является дочерью баварского короля Людвига II и императрицы Елизаветы Австрийской. Графиня заявила, что императрица, во время пребывания во Франции в 1882 году, родила дочь, рождение которой пытались скрыть выдумкой о падении Елизаветы с лошади. Так называемая «дочь» даже не осведомилась узнать, когда точно пребывала Елизавета во Франции. А это был 1875 год. И также было много свидетелей падения императрицы с лошади. В книге «Секрет императрицы» нет достоверных фактов, которые бы доказывали версию графини. Версия о тайной дочери Людвига и Сиси является необоснованной.
Графиня Каролина Занарди-Ланди со своими детьми
В июне 1986 года Петер Хартунг, владелец отеля в Альгое называл себя внуком Людвига II. По рассказам Хартунга, что у его бабушки Анны (род. 1840) был роман с баварским королем, от которого родилась внебрачная дочь Клементина в 1879 году. А позднее Клементина стала матерью господина Хартунга. Однако убедительные доказательства своего королевского происхождения так называемый внук предоставить не смог.
В 1991 году прессу взорвал слух, что в Гармише живет потомок короля Людвига. Хансйорг Рис утверждает: 25 августа 1879 года король Людвиг в день своего рождения в королевском доме Шахен закрутил роман с жительницей Партенхирхена, горничной Марианной Ригер. Последствием тайного романа якобы стал родившийся на свет 27 мая 1880 года в Партенкирхене мальчик, получивший имя Иоганн Ригер Шнайдер. Отцом ребенка в документах был указан специалист по производству веников. Когда Иоганн подрастал, люди шептались о его внешней схожести с королем и отмечали его увлечение искусством.
Иоганн умер в апреле 1962 года. Его внук Хансйорг хотел доказать свое происхождение - сделать тест ДНК. Но естественно дом Виттельсбахов не оказал никакой поддержки очередному самозванцу.
Документы Иоганна Ригера
Очень много мифов о Людвиге II придумывает народ и по сей день, продолжая строить ауру загадочности вокруг «сказочного короля». Не исключено, что через некоторое время, как чертик из табакерки, на свет выскочат очередные «потомки», которые будут яро доказывать общественности своё королевское происхождение.
P.S. Текст был написан Татьяной Кухаренко, и публикуется здесь с её разрешения
@темы:
фотографии,
арт,
Osterreich,
Виттельсбахи и окружение,
Deutschland
Шопенгауэра.........................
вопрос: как она уговорила позировать философа-женоненавистника?
Она переоделась мужчиной? Или его самолюбие льстило то, что женщина будет выполнять такую грязную работу ему во славу?