Двор и император уже давно выразили своё отношение к изобразительному искусству, назначив
Антона фон Вернера президентом Академии. Враждебность Вернера к новому искусству, особенно к тому, чем в то время являлись импрессионизм и сеценссион. <...> Федринад Оливье(1), который был эмигрантом, был признан современным французом, импрессионистом, и даже "бульварщиной", и его великолепные работы не были приобретены, благодаря противодействию двора. Попытки просветительства ни к чему не приводили. В то время император считал Национальную Галерею своим личным вопросом. Ответственность, в связи с постановлением, лежала не на министерстве, и общественность оставалась в неведении, ведь все закупки осуществлялись с одобрения гофмаршала. Произведения
Коринта и
Слефогта, чьи работы находились в других музеях, и в баварской государственной галерее, не покупались для собрания Прусского государственного музея. Картины
Либерманна попали в галерею ещё до создания сецессиона и ссоры художника с Вернером в 1880-е годы. Потому на нём одном не сработало это "заклятье". Но работы
фон Маре уже считались оппозиционным, бульварным искусством, не говоря уже о тех с кем он работал,
Бёклине,
Фейербахе,
фон Гильдебранаде и
Тюайоне.
Эти придворные ошибки были священны для прусского министерства, которое отправляло такие распоряжения, чтобы не вступать в спор с гофмаршалом, и потому работы фон Маре, сецессионистов и импрессионистов выставлять не разрешалось.
Юсти и его комиссия, конечно, качали головами, когда принц Август Вильгельм(2), который сам рисовал, стал брать уроки у "бульварного художника" Карла Хагемайстера (3), который был другом и коллегой
Лейбля. Принц сдерживал высших чиновников министерства, которые с таким усердием старались не обидеть своего высочайшего господина, что было несколько сложнее, чем сам его отец. Было принято решение не беспокоиться о министерских инструкциях и испытать судьбу в запланированном для императора визите на смотр реконструкции и реорганизации галереи.
За день до объявленного визита Юсти сказался отсутствующим и отказал всем посещениях. На входе в новые залы он оставил великолепного надзирателя с инструкциями отказывать в доступе всем посланцам, даже от министерства. Действительно, к музею был подослан начальник министерского отдела, дабы приказы были исполнены. Его не пустили. Недавно приобретенный новый портрет певца д'Андраде(4) работы Слефогта, однако, был размещен в одном из верхних залов галереи, в надежде на то, что, как было согласовано с принцем, кайзер не поднимется в неизмененные залы. Сразу после того как император и его свита перейдут в новые залы, данную картину следует повесить на первом этаже у лестницы, чтобы пресса увидела уже совсем другое. Так и сложилось.
Для прохождения через комнату с работами Ханса фон Маре, позднее разделенную на две, были приготовлены анекдоты и шутки для императора, чтобы он прошел дальше отвлекаясь на них. Тоже самое было предусмотрено на тот случай, если император быстро просмотрит все залы и выскажет жаление посмотреть прочие этажи, где он не бывал много лет. По факту это было единственной трудностью во всем замысле. Когда император захотел подняться по лестнице, то посвященные в заговор адъютанты стали прямо сыпать интересными историями про художников и моделей, встав всего в паре шагов от цели, пока один из них не решился сказать, что пришло время для открытия Государственной библиотеки.
Так за несколько недель я получил представление о наивысшей власти и самых высоких государственных учреждениях, прессе и общественном мнении, а также управлении искусством.
Из воспоминаний скульптора Людвига Тромелена, работавшего в 1914 году под началом бессменного директора национальной галереи в Берлине Людвига Юсти.
Кайзер позирует для конного портрета
(1) Фердинанд Оливье (1785 - 1841) - немецкий художник франко-швейцарского происхождения, работавший в стиле романтизма.
(2) Август Вильгельм Прусский (1887 - 1949) - четвертый сын кайзера, в то время чиновник министерства внутренних дел и член экспертной комиссии Академии искусств.
(3) Карл Хагемайстер (1848 - 1933) - немецкий-художник импрессионист, прославился преимущественно своими пейзажами.
(4) Ф. а'Андараде (1856 - 1921) - оперный певец, баритон, солист Берлинской оперы. Слефогт нарисовал множество портретов популярного певца, на которые даже писали стили.