понедельник, 23 апреля 2018
Продолжаем рассказ фон Манштейна. Вот что он пишет о начале придворной службы;
"Пажеское служение было определено скорее Спартой, нежели Афинами, для лихтерфельдских кадетов, принадлежавших к знати, но тем не менее был период, когда они могли увидеть блеск этого мира: время службы при дворе. В зимние месяцы каждого года, когда в Берлинском замке проходили высочайшие торжества, назначали дворян унтерприманеров <восьмиклассников - прим. пер.> и старшеклассников. К слову, то было единственное преимущество дворян в кадетских корпусах, и которая не могла зависеть от пятерки по латыни и "грязных шкафчиков". Во время придворных праздников мы становились пажами, офицеры были гувернерами пажей, и ехали из Лихтерфельде в карете из кайзеровской конюшни. Обычно несколько часов было очень холодно, но всё же мы были сильно воодушевлены. Было очень весело, когда, случайно, стражник у Бранденбургских ворот встал "к ружью", завидев наш придворный экипаж, поскольку подумал, что в нем находится один из принцев или другое высокопоставленное лицо.
Во дворцовой библиотеке, которая располагалась в Аптечном крыле, в самой строй части у Шпрее, был приготовлен завтрак. Тогда пажеский наставник и его жена подготавливали наше обмундирование. Пажеское облачение состояло из багряного сюртука, длинной примерно до середины бедра, и украшался серебряными галунами и аксельбантами. Кружевные жабо и манжеты придавали наряду совершенство. Кроме того, мы носили короткие белые кашемировые штаны, украшенные серебряным тканевым узором, длинные белые шелковые чулки и черные ботинки. Изящные шпажки, которыми мы особенно гордились, и плоский черный берет со страусиным пером, но носившийся только в руке, завершали наш костюм.
Празднования при дворе каждый год начинались с торжественного официального приема в честь Нового года, в котором принимали участие только высшие сановники рейха и Пруссии, среди которых члены земельных представительств и рейхстага, из верхней палаты и прусских ландтагов, а также дипломатический корпус. Затем следовали военный и гражданский приёмы. Сначала следовали генералы, находящиеся в Берлине, затем расположенные там же офицеры гвардейских полков, которые сначала проходили перед балдахином Их Величеств, прежде чем оказывали почтение у трона. Среди гражданских придворных все дамы, которые должны были предстать перед двором, должны были поклониться в придворном книксене, что оказывалось непростым делом для пожилых и толстых дам, и господ. 18 января проходила церемония инвеституры для новых рыцарей ордена Черного Орла, церемония в присутствии кайзера, которую репетировали за сутки до этого. 19 января все новонагражденные от командующего генерала до министра почт - были гостями императора во время трапезы, для которой накрывали столы в Белом зале и других праздничных комнатах. За этим обычно следовало два придворных бала и концерта. Серия праздников с традиционными фастнахтами (без костюмов), в конце которых подавались берлинские блины и сказочный рейнвайнский пунш, знаменитый замковый пунш. Он был способен воодушевить даже самых уважаемых стариков. Открытие рейхстага в Белом зале в январе не было праздником, но являлось политическим актом, когда император в присутствии всех высоких сановников и дипломатического корпуса читать тронную речь.
Мы, пажи, иногда служили лейбпажами, а отчасти служили пажами придворными. Лейбпажи были привязаны к определенным царственным особам, должны были всегда следовать за ними и если особа являлась дамой, то и нести её шлейф. Кроме того, они служили царственной особе во время торжественных ужинов. Придворные пажи были состоять при определенных праздничных комнатах, если кому-то там потребуются <...>"P.S. Биографический текст не содержит пропаганды человеконенавистнических идеологий и его автор осуждает подобные вещи. Они рассматриваются здесь только с исторической точки зрения.
@темы:
фотографии,
запретный плод сладок,
tlumaczenie,
наш Вилли,
Deutschland