Фритц фон Унру, начинающий писатель, лейтенант и сын генерала, в 1911 году вынужден был уйти из армии. Как сообщает нам литературная энциклопедия, это было связано с его пьесой "Офицеры", которая подвергала резкой критике существующие в кайзеровской армии порядки.
Однако, это совсем не так. Фон Унру был соучеником сыновей кайзера по кадетскому корпусу. Четвёртый из них, Август Вильгельм Прусский, в то время близкий друг Фрица, очень помогал молодому драматургу, который фактически был его протеже. Он отправил пьесу Унру известному режиссёру Рейнхардту, присутствовал на премьере и показательно аплодировал. И хотя многие были против общения принца и генеральского сына, написавшего обличительную пьесу, эти ничтожные восклицания никак не могли заставить их разорвать дружеские отношения, а увольнять Унру с военной службы во втором гренадерском полку, так и вовсе никто не собирался. Принц уже помогал с историческим материалом дня новой пьесы.
Причиной послужила проблема, которая уже давно терзала ум и душу фон Унру.
И был этой причиной один-единственный человек - полковник Ганс фон Гонтард. Гонтард в 1910-е гг. служил флигель-адъютантом при кайзере, а до этого был гувернёром принцев. Этот убежденный холостяк тридцати с лишним лет, потомок гугенотов и одного из архитекторов Фридриха Великого, был истово верующим прусским иоаннитом, обожавшим Жанну Д'Арк. Большинство людей, судя по мемуарам, вспоминали фон Гонтарда, как человека чрезвычайно любезного, умевшего улаживать конфликты. Разве что только одна фрейлина и учительница жаловались на то, что военный гувернер ничего не понимал в воспитании детей, был слишком строг и слишком пристально следил за ними. Но Фритц хотел сказать гораздо больше, чем придворные мемуаристки. Семья Унру знала полковника давно, ещё будучи прапорщиком тот частенько навещал имение отца Фрица.
Итак, в мае 1911 году этот начинающий литератор решил рассказать всему миру правду. Фон Унру тогда работал для журнала "Мир и дом", для которого писал серию статей "Остров принцев в Плёне. Воспоминания Фрица фон Унру". Воспользовавшись отъездом главного редактора, вместо статьи он написал своё категоричное мнение об этом человеке, воспоминание о его жестокости, а не о славных днях юношества. Нам доподлинно неизвестно, что именно он написал в той статье, но кое-о-чем можно догадаться по письмам к родителям и скудным мемуарным упоминаниям. Отцу, весной 1911 года, Фриц пишет прямо - Гонтард был гомосексуалистом. Графу Кесслеру, во время встречи в 1918 году, говорит, что гувернёр был настоящим садистом, склонным к насилию. Однополчане и родители поддержали его, но этого было мало. И как бы ни старался принц Август Вильгельм помочь своему школьному другу, тот был обречен на наказание за свою дерзость. Унру был уволен из армии, но принц помог ему остаться на в театре Рейнхардта.
Прусский двор и королевский дом не поверили молодому лейтенанту, как за несколько лет до этого поверили журналисту Гардену, который осудил других офицеров из ближайшего окружения кайзера, так что им было предъявлено судебное обвинение в гомосексуализме. За Унру не стояли такие большие политики, за ним был, в сущности, такой же молодой человек, не имевший особенного авторитета и власти.
Унру ушёл из армии, и стал свободным художником. Вернуться в строй ему пришлось лишь с началом Великой войны.
Гонтард оставался при кайзере до конца своих дней, он участвовал в переезде в Голландию и дальше состоял в его штате. В 1921 году он пережил некую нервную болезнь, из-за чего лечился в Швейцарии, но через полгода он вернулся к своим обязанностям в свите изгнанника, как ни в чем не бывало. Этот человек так и не познал наказания за свою жестокость по отношению к детям.

P.S. В 1967 году Унру, уже давно ставший социалистом и католиком, написал автобиографический роман о своей кадетской жизни, он назывался в "Доме принцев". Гонтард, называемый в романе Гордатом, показан ужасно неприятным, двуличным человеком. С одной стороны, этот персонаж лишь галантный офицер, который не имеет ни малейшего понятия о воспитании детей. С другой, это человек очень жестокий, время от времени пытающийся эту жестокость выплеснуть. Если верить этой книге (а она всё-таки художественная) полковник даже заставил плачущих детей убить кошку ударами штыков.
Оригинал, как обычно, со спичечный коробочек)
И спасибо за рисунок
А кто это рядом с ним?